РЕФЛЕКСИИ разной глубины и степени
Reflexum 2003 года

Нужны ли образованию инновационные утопии? (Валерий Пузыревский) 30.10.03

"Чем более радикальнее инновация, тем менее она представляется реалистичной. Здесь под радикальностью подразумевается и степень новизны, и масштаб. Хотя и это, конечно, относительно для конкретных культур и исторических этапов... Отдельная стратегия может испытывать основательную дестабилизацию, если новшество, привнесенное в систему ее теоретического, опытного, коммуникативного и управленческого обеспечения будет весьма значительным. Инновация - это риск как сильного «волнения», так и «заболачивания». Из-за такой опасности инновация может быть объявлена нереалистичной, утопичной. Однако следует задать вопрос: насколько все же следует опасаться инновационных утопий? Каковы критерии жизнеспособности планируемых и апробируемых инноваций в образовании?..."

 

Проблема реальности (В. Никитаев) 23.09.03

"Главный политический вопрос в России сегодня - это вопрос о реальности..."

 

"Миры: рождение, развитие, столкновение…" (Владимир Никитаев) 06.08.03

"Тотальная глобализация западной цивилизации вызвала реакцию сопротивления, принимающую сегодня самые разные формы, вплоть до самых экстремальных, угрожающих не менее тотальным разрушением самой этой, ставшей уже всечеловеческой par excellence, цивилизации. Однако, разве нет иных, помимо взрывов и погромов, способов противодействия становлению Pax Americana? Быть может, следует начать с интеллектуального сопротивления глобализации? В известной мере, таковым следует признать всю собственно русскую философию, с её идей особости России - идеи, доведенной Н.Я. Данилевским до противопоставления России и Европы как разных "культурно-исторических типов" или, как более правильно мы могли бы сегодня их назвать, миров. Таким образом, у активно обсуждаемой сегодня идеи множественности миров можно обнаружить нетривиальную предысторию; другое дело, что адекватный категориально-логический аппарат для этого обсуждения и интеллектуального продвижения до сих пор находится в стадии «эскизного проектирования»...."

 

"Революция сверху" Н.Я.Эйдельмана: комментарий из 2003 года (Г.Копылов) 01.08.03

"Книги Н.Эйдельмана в высоких оценках не нуждаются - они давно уже стали составной частью интеллектуального пейзажа, захватывающими ловушками нашего внимания и мысли, расставленными-раскинутыми на книжных полках. И как же можно было обойтись без книг Н.Эйдельмана, начиная серьезно продумывать тему современных реформ в России? После безумно резких перемен жизнь в стране постепенно наладилась - но понятно, что в таком "полувосстановленном" состоянии мы протянем лет пять, не больше. Жизненно необходимы масштабные, системные, хотя и постепенные, преобразования, выводящие Россию "в новое качество". Некоторые из исторических предшественников нынешней высшей власти в свое время сталкивались со столь же грандиозной задачей. Где и как об этом узнать поподробнее? - конечно, в первую очередь у Эйдельмана, в книге "«Революция сверху» в России"..."
"...Можно ли по этой схеме [Н.Эйдельмана] спланировать или спрогнозировать те преобразования, которые должны быть осуществлены в России сейчас? Понять, что и как нужно делать в первую очередь? Ответ понятен: нет. Анализ Н.Я.Эйдельмана бесполезен для этой задачи. Именно такой опыт из истории не извлечен..."

 

Образование, придающее силы (Геннадий Копылов) 18.06.03

"Как и в каком направлении надо менять школьное образование в России? Дискуссии на этот счет неопределенны и несистематичны, общественное мнение не сформировано, концепция модернизации - неубедительны. То и дело всплывают новые идеи, отрицающие значимость старых. Проблем так много, что неизвестно, за что хвататься. Все это вызывает желание заглянуть в корень, понять, в чем базисная проблема современной ситуации с образованием..."

 

Контрфигура: политическая судьба Президента Путина? (Владимир Никитаев) 07.04.03

"Уже с первых дней своего довольно неожиданного появления на авансцене российской политики фигура В.В. Путина вызвала немалые трудности в определении не только её «силы», но и «цвета»; выражением этих трудностей стал сакраментальный вопрос «Who is Mr. Putin?», на который многие пытались дать ответ. Довольно долго эту амбивалентность трактовали как тактический ход и ожидали, что вот-вот Президент «проявит себя», четко и однозначно впишется в тот или иной диапазон сложившегося из крайностей политического спектра. Ждали, однако, напрасно. Тактика обернулась стратегией. Ситуативная, вроде бы, неопределенность оказалась принципиальной, и в этом смысле - вполне определенной. Вопрос в том, как эту "определенность" ввести в пространство мышления, чтобы так или иначе «просчитать возможные варианты»..."

 

Тело террора (К проблеме теории терроризма) (Владимир Никитаев) 20.03.03

"...Фиаско социальных наук налицо. Причем, что самое неприятное, фиаско, судя по всему, не случайное, не то, которое можно преодолеть "дальнейшим развитием", но фундаментальное, требующее пересмотра основ социальных наук...."

(Уточненная и дополненная редакция текста, впервые опубликованного 11-13.02.2003 в "Русском журнале")

 

 

E-mail    Поиск 
  Главная    Раздел   Вверх