РЕФЛЕКСИИ разной глубины и степени
Reflexum 2002 года

Террор-шоу, классика жанра ("Поэтика" Аристотеля как руководство по антитеррору) (В. Никитаев) 27.10.02

"Вторым актом первого отечественного мюзикла "Норд-Ост" 23 октября 2002 года стал акт террористический. В мгновение ока девять сотен зрителей и артистическая труппа превратились в жертвы террора, то есть в своего рода живой реквизит террор-шоу. Употребляю термин "шоу" в данном случае без всякой иронии или желания объявить происходящее чем-то притворным, фальшивым и развлекательным. Тем не менее, это факт: террористическая акция - прежде всего зрелище, действо, спланированное так, чтобы произвести впечатление, поразить, шокировать..."
(Первая публикация - 30.10.2002 в "Русском журнале" под заглавием "Рождение терроризма из духа трагедии")

 

Ритуал и символ, жертва и слово (В. Никитаев) 20.09.02

"На просторах нашей Родины под "пиаром" принято понимать семиотические техники манипулирования "массовым сознанием" (прежде всего электоральным). Вопрос о том, как возможен подобное, почти что магическое влияние на сознание людей, формирующее их поведение, не раз привлекал внимание исследователей масс-медиа во всем мире. Анализировали при этом преимущественно политические и идеологические тексты, рекламу и тому подобные семиотические объекты. Но разве дело только в политике или вообще в содержании ? Неужели семиотические техники манипулирования сознанием - это современное изобретение? А может быть, мы в них сталкиваемся как раз с чем-то очень древним и архетипическим для человека как такового? Быть может, стоит произвести "раскопки" и выяснить как соотносятся между собой первобытные магические ритуалы и символы?.. "
(Последнее изменение - 18 октября)

 

Свобода и глобализация (Владимир Никитаев) 27.05.02

"Тема глобализации всё чаще лидирует в политической повестке дня. С одной стороны, активно идет формирование нового "мирового правительства", с другой - беспрецедентного размаха и накала достигают выступления антиглобалистов, отодвинувших на второй план все прочие "движения протеста". Своеобразие ситуации заключается в том, что на мировое господство претендует (да что там "претендует" - уже объявляет себя господствующей) держава, одновременно пропагандирующая себя в качестве цитадели и образца "свободы и демократии". Относиться к этому можно, наверное, по-разному, но есть вопрос, не только теоретически интересный, но и практически важный. Именно: каковы перспективы свободы в условиях глобализации?.."

 

Поcлание к Римлянам (В. Никитаев) 26.04.02

Некоторые размышления над Третьим посланием Президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию.

 

Полифилия (Владимир Никитаев) 06.03.02

Рефлексивные заметки о прошедших Чтениях памяти Г.П.Щедровицкого.

 

Олимпийское золото и "спортивное право" (Вячеслав Марача) 04.03.02

1. Спорт и "внешние" процессы: необходимость восстановления правовых рамок
2. Профессиональный спорт, допинг и методология "научных" доказательств
3. Целостность сферы спорта, "интервенционистские" процессы и вопрос о профессиональных компетенциях

 

"Молчит само за себя..." (Геннадий Копылов) 28.02.02

"На Олимпиаде наших (да и прочих не-американцев) взяли в оборот. Хозяева делали, что хотели. Что и вызвало массовый взрыв неприятия. Тут же начали искать причины, выяснять виновных... Даже председателю Олимпийского комитета России ничего не оставалось, как покаяться.
В рамках рефлексивного анализа происшедшего я бы хотел - верный своей любимой теме - обратить внимание на весьма точную аналогию между ситуацией в российской науке и ситуацией в российском спорте..."

 

SLC'2002 (послесловие к XIX-м Зимним Олимпийским Играм) (Владимир Никитаев) 25.02.02

"…Поистине чудовищным, опять-таки во всех смыслах, символом были завершены Игры: два огромных черепа динозавров, словно оживленные каким-то жутким колдовством. Глумливо разевающие зубастые пасти черепа с костями над олимпийским стадионом, спортсменами, болельщиками, чиновниками и флагами всех стран… что означает этот реванш хтонических монстров над олимпийскими "богами"? Что Олимпийскому движению пришел конец?.. Что восставшие из казалось безвозвратно ушедшего прошлого монстры Пожирания и Мощи вновь готовы господствовать на Земле?.."

 

Становление личности и время (Становление) 06.01.02

"…Возможно, меня чтение этой книги впечатлило больше остальных, и вот почему. Дело не в том, что я был одним из первых, как считал Щедровицкий, подающих большие надежды учеников, а в том, что тесно работая с ним, наблюдая его почти каждый день более десяти лет, я так и не понял до конца, что он за человек…

…И вот, прочтя воспоминания Щедровицкого, я наконец, понял, и почему он назвал себя идеалистом, и многое из того, чего не понимал раньше. Эти воспоминания во многом примирили меня со своим учителем. Для меня его воспоминания выглядят как история становления уникальной личности, личности крупнейшего в наше время философа-методолога. Причем сам Щедровицкий нашел уникальный, удивительный ракурс изложения: это рассказ о себе и одновременно о времени, о себе во времени, о себе и других в этом трудном времени..."

 

Идеалист, или Что значит быть методологом? (Владимир Никитаев) 01.01.02

Некоторые размышления над книгой Г.П. Щедровицкого "Я всегда был идеалистом...".

 

 

E-mail    Поиск 
  Главная    Раздел   Вверх