Сетевой спутник альманаха "Кентавр"
Спутники выпусков

Через редакционный портфель любого издания проходит значительно больше материалов, чем попадает на страницы окончательных оригинал-макетов. Как правило, это связано с объемом текстов (только иногда - с концептуальными причинами). Кроме того, многие статьи ссылаются на документы и тексты, недоступные из-за редкости, но слишком объемные для "бумажной" публикации.

Сетевой спутник Кентавра призван поддерживать в доступном состоянии этот "портфельный" и "документарный" контекст.


Спутник выпуска 40

Левинтов А.


Праздничная касса

 

 

 

 

 

Спутник выпуска 39

 

 

Спутник выпуска 38

 

Спутник выпуска 37

А.Третьяков, О.Макиев, Е.Дубровин


Полная структура концептуальной основы молодежной политики Новосибирской области

Выделяются, во-первых, базовые процессы и уровни организации молодежной политики, во-вторых - базовые программы молодежной политики. Модель позволяет определить "белые пятна" и направления развития молодежной политики.


 

А.Бермус


Гуманитарная методология: прочтение, программа, профанация

Тезисы к выступлению на семинаре в Москве 18.11.2005

"Получение ответа на вопрос об идентичности ГМ должен решаться в связи с реконструкцией сути гуманитарно-методологических представлений, которые должны содержать адекватный образ как «гуманитарности», так и «методологии»."

Вложенные файлы:

  • Полный текст тезисов доклада [141 Кб]
  • Презентация в формате power point [117 Кб]
  •  

    А.Бермус


    Возможна ли иная методология образования?

    "Мы, фактически, оказываемся между Сциллой утраты нашим образованием остатков актуальности и Харибдой самоликвидации под флагом повышения экономической эффективности и социальной востребованности.

    Именно эта неприемлемая, по сути, альтернатива служит основанием для формирования иной интеллектуально-практической установки на поиск соразмерного современному педагогу-гуманитарию культурно-образовательного пространства, открытого новым событиям, концепциям и смыслам, и при этом, обеспечивающего преемственность с историко-культурной традицией последних столетий..."


     

    А.Субботин


    О проблеме власти

    Комментарий к статье В.Никитаева и ее обсуждению, опубликованным в 34 и 35 номерах "Кентавра"


     

    В.Беляев


    Анархическая методология А.Бермуса

    (Критический анализ статьи А.Бермуса «К определению феномена “гуманитарной методологии”», Кентавр-37)

     

    В.Беляев


    Иллюзия рациональной коммуникации

    Эта статья является размышлениями о полемике В.В.Никитаева и В.М.Розина на страницах альманаха «Кентавр».

    Велась она вокруг статьи В.В.Никитаева «К истокам власти: магийный мир». В.М.Розин написал к ней критическую рецензию «Что такое магия и как ее изучать». В.В.Никитаев ответил ему текстом «Что такое методология и зачем ее изучать».

    Безысходность этой полемики вызвала у меня размышления о смысле рациональной коммуникации и о том, что в ней возможно, а что – нет.

     

    Спутник выпуска 36
    Обсуждение статьи В.Никитаева «Философия и власть: Г.П.Щедровицкий» (полный текст)

    (Состоялось 24 ноября 2004 г. в ИФ РАН)

    «Эта статья – единственная в своем роде. Это и прочтение, и исследование, и рефлексия. Статья по-хорошему провокативна.»

    «Никитаев смотрит на методологию с неожиданной стороны»

    «Для меня эта работа выступила хорошим образцом современного методологического исследования.»

    «На мой взгляд, статья актуальна и своевременна в смысле обращения к теме власти. Но как раз этого критического революционного отношения к теме не проделано.»

    «Я считаю, что статья очень значима в том смысле, что делается ход на сдвиг тематики собственно с того объекта или предмета, которым занималась методология, – я имею в виду мыследеятельность и деятельность, – на вещи, обуславливающие существование такого рода предметов – на власть.»

    «Она написана не на методологическом языке, но про методологию. Она методологична, но на другом языке... Я хотела бы обратить внимание на необыкновенную элегантность этого языка.»

    (Участники - Г.А.Давыдова, В.Г.Марача, С.В.Попов, В.М.Розин, Р.Г.Шайхутдинов и другие)


     

    Мрдуляш П.


    Китайские стратагемы (упражнения в схематизации) - полный текст

    "Китайские стратагемы – продукт многовекового развития школы мышления, на протяжении тысячелетий практически никак не сталкивавшейся с европейской школой. И результаты этого развития не менее удивительны и любопытны для европейца-философа, чем сумчатые звери Австралии для европейца-зоолога."


     

    Шевченко В.


    Символизм физики

    "Поскольку все сущее в мире объяснимо законами физики, действие этих законов можно наблюдать («открывать») повсюду. Вот оправдание коварства экзаменаторов, озадачивающих абитуриентов вопросами не о молекулах в сосуде, а о чаинках в чашке чая. Остается лишь удивляться, отчего физический мир был обнаружен человеческой мыслью так поздно и с такими неимоверными усилиями.

    Ныне этот мир наблюдаем повсюду. Это значит, что предмет всякого наблюдения может служить образом, подтверждающим физическое учение о мире. Однако не все из них равно для этого пригодны — существует некий набор ситуаций, особо удобных для извлечения или усвоения физических истин. Некоторые из них, подобные галилеевой Пизанской башне или яблоку Ньютона, стали легендой. Особо знамениты «мысленные эксперименты» вроде «корабля» Галилея, «лифта» Эйнштейна, «кошки» Шредингера или «игры в имитацию» Тьюринга. Царство очарованных биллиардных шаров, перекатывающихся по бесконечной плоскости, так же гипнотизировало науку XVII века, как прежде вращение хрустальных сфер. По семантической емкости подобные образы приближаются к символам. "


     

    Спутник выпуска 35

    Ицхокин А.


    По эту сторону «метода»

    (Полный текст ответа на заметку В.Рокитянского в «Кентавре» N 35)

    «...Однако довольно политики. Вернемся к теории, точнее к эпистемологии теоретического, а конкретно к тому, что означает такая абстракция, как "Восток" или "Запад", в идеале и в реальности. Идеал я расписал, по-моему, достаточно детально и даже с неплохими реальными его референтами, соответственно Японией и Америкой (более подробно они представлены в этом своем качестве в книге). Главным структурно значимым измерением восточного полюса моего идеала выступает, с одной стороны, абсолютизация земной власти в ее номинальном, не требующем искусственной эстетизации, качестве, а с другой (неотъемлемой от первой!), нейтрализация нормативного начала (т.е. самой дихотомии "правота–неправота" и «Я» как движущей силы построенного на ней дискурса). На западном полюсе все, как вы знаете, наоборот. Что же касается реальности, то ее отношение к идеалу точно — не "в принципе" или "по существу", а именно точно! — такое же, как в настоящей науке, как, например, отношение реального физического тела к "материальной точке", хорошая модель которой — знаменитое ньютоново яблоко, в отличие от листа с того же дерева.

    Естественно, что, говоря о таком идеале, следует забыть об "идеальном типе", а заодно и всей прочей нео-, пост-, и просто кантианской, всей вообще "методологической", "прото-" или "около-методологической", как и "феноменологической", не говоря уж о постмодернистской, чуши — обо всем том ученом саботаже истинной социальной теории, что выпустил в итоге на волю сегодняшнюю генерацию «Зомби» во главе с Джорджем Бушем Евангелистом Младшим. Которому уж точно ничего в вину не вменишь."


     

    Спутник выпуска 34

    Афанасьев А.


    Процесс

    ("Комсомольская правда", 27 и 28 ноября 1988 г.)

    "Поскольку такого суда, как выясняется, еще никогда и нигде на свете не было, то его требовалось просто-напросто выдумать из головы.

    Распрямившись на сцене во весь свой немаленький рост, Сергей Попов, в данном случае не только методолог, но и председатель суда, объявил заседание открытым..."

     

    V Всесоюзная школа молодых ученых-юристов "Методология организации прикладных комплексных исследований и разработок в области права" (1987)

    Стенограммы обсуждений (часть первая)

    "Сфера права была для нас новой. Поэтому первая задача, поставленная перед игрой, состояла в анализе ситуации в сфере права в стране и выделении проблем дальнейшего исследования и разработки в методологическом ключе...

    Весь ход игры – поиск проблемных областей, в которых юридической знание не обладает однозначностью, где на поверхность выходят реалии жизни, которые правовое мышление еще должно освоить. И оказалось, что основная проблема – в организации мышления самих юристов..."

    (Среди участников и организаторов игры – С.Попов, П.Щедровицкий, С.Мирзоев, А.Матюхин, С.Танцоров, Е.Мизулина, С.Пашин, Т.Сергейцев)

     

    Спутник выпуска 33

    Редюхин В.И.


    Ландшафты и пейзажи знания

    Сидеть у огня костра было теплее, чем висеть на скале, но слушать одни и те же пламенные речи, непрерывно струящиеся как журчание подземного ручья, было невмоготу. Странник, как они стали его называть за странное поведение (а давать всему свои имена они очень любили), пристрастился исследовать окружение центральной пещеры. Там, на краю Ойкумены, было страшнее, - но интереснее...

    Однажды стена пещеры, на которую он опирался, следуя за огромной змеёй, неожиданно рухнула, и Странник провалился куда-то вверх, где тут же мгновенно был ослеплен хлынувшим неизвестно откуда потоком ярчайшего света. Сила света в тысячи раз превосходила пламя огня, и глаз тут же перестал различать окружающие предметы. Перестав видеть, и обоснованно заподозрив в этом козни змея, Странник попытался вслепую нащупать эту гадину, чтобы тут же и удавить её за подлость ослепления и попытаться вернуться к костру, но шустрый искуситель уже уполз. Безнадежно замерев в отчаянии, лежа на спине, он почувствовал, как что-то теплое бьет в лицо и в зажмуренные глаза. Он осторожно попытался приоткрыть их.

    Перед его яснеющим взглядом предстала бескрайняя ровная песчаная пустыня, освещенная ослепительно ярким сияющим диском, повисшим где-то высоко снаружи. Ни воды, ни животных, ни растений, ни людей не было видно. Тогда он снова двинулся вперед, тяжело переставляя ноги, застревающие в песке...»

     

    Спутник выпуска 32

    Шевченко В.В.


    НЛО как зеркало НТР

    «...Давайте несколько изменим обычную точку зрения на НЛО. Примем как факт, что в разгар второй «научной технической революции» (НТР) некоторые люди упорно видят «летающие тарелки» (ЛТ), а другие – нет. Совершенно независимо от того, существуют ли они предметно, – как образы, имеющие массовый спрос, они уже вторглись в культуру. Независимо от того, водятся ли русалки в пруду, человек, который их доподлинно видел, существует. И этот человек представляет собой явление не менее замечательное, чем сама русалка. Русалки бытуют в омутах, а их свидетели – носители русалочьей реальности – рядом. И это пора бы принять к сведению, чтобы разобраться в некоторых странностях нашего времени.

    Рассмотрим НЛО не как чудесные машины, но как общепонятные символы (знаки, индикаторы, симптомы), которые, как и полагается небесным знамениям, предвещают нам на переломе времен важные перемены. Попробуем использовать небесные «тарелки» как линзу, направленную на нас самих...»

     

    Спутник выпуска 31

    Щедровицкий Г.П.


    Перспективы развития сферы архитектуры и архитектурного творчества

    (Киев, Дом архитектора, Теоретический клуб, 11.10.1982)

    "Для логиков, которые объявили тотальностью мышление, нынешняя ситуация иррациональна, алогична. А для тех, кто "ставил" на человеческий разум в его всевозможных формах - ситуация остается разумной, рациональной. И в этом парадокс этой нынешней ситуации.
    Смотрите, что происходит: мир подошел к такой черте в своем развитии, что он потерял осмысленность и духовность - он стал миром иррациональным и алогичным, а сохранение рациональности и логичности возможно лишь только за счет смены и развития смелого, - расширения разумности. Мы дошли до границы качества. И этим определяется момент. Т.е. сегодня основной фронт борьбы - есть фронт борьбы за разумность в этом мире, за сохранение разумности, за ограничение глупости. А победить здесь можно, только смело расширяя разумные средства и методы работы. И не только средства, но и интеллектуальные функции, т.е. переходя от примата мышления к примату понимания, развертывающемуся на базе сверх-профессиональной или мета-профессиональной коммуникации."


     

    Щедровицкий Г.П.


    Культуротехника и культурология с системодеятельностной точки зрения: проблемы и перспективы

    (Семинары от 07.11.1980, 06.12.1980, 16.01.1981, архивный номер 673, полный текст. В сильно сокращенном виде был опубликован в 21 выпуске альманаха "Кентавр". Мы выражаем благодарность В.Проскурнину, подготовившему электронную версию файлов)

    Сообщение первое
    "Сегодня все постановки вопроса о культуре как целом... детерминированы именно системодеятельностными представлениями. Но теперь они потеряли свою исходную привязку к системодеятельностному подходу и существуют уже сами по себе в удивительно превращенных формах"

     

    Щедровицкий Г.П.


    Сообщение второе

    "Я хочу рассмотреть два во многом независимых слоя: слой формирования культурологии в Европе и в США, а затем слой формирования самих культуротехник и культуры как таковой в плане уже истории самой деятельности.
    Признается всеми, что изучение культуры начинается с Генриха Риккерта. Но он лишь отметил факт существования культуры, и для него понятие культуры служило, в первую очередь, объяснительным принципом.
    Но очень быстро его идея была подхвачена, следовательно, условия созрели. Это огромная миссионерская работа, столкновение с другими, как бы, культурами; с другой стороны, нарастание революционной борьбы, раскол самой европейской культуры... Именно 1880-е годы в Европе были годами перехода ко всеобщему обязательному обучению,... следовательно, производилось деклассирование образования, разрушались все привычные формы организации и трансляции культуры, обучения ей, воспроизводства... Генрих Риккерт бросил только кристалл, который моментально дал массу очень сложных порождений."

     

    Щедровицкий Г.П.


    Сообщение третье

    "Я в первых двух докладах обсуждал сначала различие и взаимосвязь культуротехнического и культурологического подходов.... Затем обсудил тот способ, каким мы вводим общее представление о культуре как таковой. Я рассмотрел историю развития культурологических представлений и перешел к обсуждению этапов выделения культуры как таковой и тех исторических форм фиксации ее, которые мы на сегодня знаем. Но этот последний переход все-таки не был достаточно четко очерчен, поскольку не были специально обсуждены условия и техника предметизации. И поэтому сегодня, завершая обсуждение этой темы, я хочу вновь вернуться к этому отношению между онтологическим заданием культуры через схемы воспроизводства деятельности и направлениями предметизации, задающими собственно культурологию."

     

    Спутник выпуска 30

    Смирнов С.


    Новая антропология: проблема человека в современных философских исследованиях

    Новая антропология: проблема человека в современных философских исследованиях

    (Аналитический обзор: проект РФФИ N 02-06-07004, 2002 г.)

    Проанализированы основные направления мировой и российской философии и в целом гуманитарной мысли, посвященные проблеме человека - прежде всего работы, изданные в 1980-90 гг. Дается принципиальный срез с культурной ситуации: как видят ее современные исследователи на фоне происходящего цивилизационного, культурного сдвига, как понимается проблема человека в ситуации после постмодерна. Рассмотрены ключевые, форвардные концепции человека, работающие на современном философском поле, а также основные направления и тенденции, существующие в предметных или региональных антропологиях (именно оформление региональных антропологий является одним из главных признаков современной мировой антропологии).

    Вложенные файлы:

  • Часть первая (zip) [31 Кб]
  • Часть вторая (zip) [72 Кб]
  • Часть третья (zip) [27 Кб]
  • Часть четвертая (zip) [28 Кб]
  •  

    Спутник выпуска 29

    Алексеев Н.Г.


    Проектирование условий развития рефлексивного мышления. Доклад по защите диссертации на соискание звания доктора психологических наук (25 апреля 2002 года)

    Предуведомление автора:

    Большая часть идей, вошедших в этот доклад, возникла очень давно, более 30 лет назад. Однако в процессе подготовки текста я выдвинул и ряд новых идей. Прежде всего для меня важна мысль о том, что обязательной составляющей рефлексивного мышления является проектная, можно даже сказать "инженерная" установка. Эта мысль в отчетливой и ясной форме никогда и никем еще не формулировалась. Большинство исследователей связывает рефлексию в первую очередь с переживаниями человека. Переживания, конечно, тоже важны, но игнорируя инженерную, проектную установку, мы получим теоретическую конструкцию, описывающую не более чем человеческих маргиналов.

     

    Алексеев Н.Г.


    Полиинтервью, подготовленное Дм.Реутом. "Оружейность гуманитарного"

    Какие гуманитарные технологии нового поколения разработаны, какова их практичность и каковы перспективы?... (полный текст интервью)

     

    Спутник выпуска 28

     

    Воловик В.


    Полиинтервью, подготовленное Дм.Реутом. "Это сладкое слово - свобода"

    Увеличилось или уменьшилось количество свободы в мире в связи с началом исследования рефлексивных процессов, и, главное, с внедрением результатов этих исследований?...

     

    Спутник выпуска 27

     

    Спутник выпуска 26

     

     

     

    Книги и подборки

    Березкин Ю.

    Проблемы и способы организации финансов

    Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2001
    Предисловие (zip)
    1. Исторические типы организации финансов (zip)
    2. Классические формы организации финансовой науки и финансовой практики (zip)
    3. Общественные изменения в России: становление неклассических форм организации финансов (zip)
    4. Инженерный подход к организации финансов меняющегося общества (zip)
    Заключение и литература (zip)

    "Книга М.Ю. Березкина интересна чрезвычайно. Она принадлежит к редчайшему в нашей стране жанру - научной работе в гуманитарной сфере..."
    Полный текст послесловия П.Мрдуляша (doc)


    Попов С.

    Организация хозяйства в России

    Омск, "Курьер", 1999, 288 с.
    Первая часть книги опубликована в 1992 г. в альманахе "Кентавр". Вторая часть представляет собой стенографическую запись публичных лекций С.Попова, прочитанных в г.Омске.
    Монография рассчитана на специалистов государственного и муниципального управления, представителей власти и политических организаций, а также всех, кто способен к критическому осмыслению процессов, протекающих в России.
    Спонсор издания - ООО "Индустриальные системы" (С.Ганчарук).

    ЧАСТЬ 1. Идут по России реформы (zip)

    ЧАСТЬ 2. Прошли по России реформы

    Глава 1. Хозяйственная реформа
    Лекция 1 (21.04.1999). (zip)
    Лекция 2 (22.04.1999). (zip)

    Глава 2. Региональные финансовые системы
    Лекция 3 (24.04.1999). (zip)

    Глава 3. Государственная реформа
    Лекция 4 (26.04.1999). (zip)

    Глава 4. Политическая инженерия
    Лекция 5 (27.04.1999). (zip)

    Послесловие В.Глазычева


    Раппапорт А.

    Статьи разных лет

    Проектирование без прототипов (zip)

    Впервые опубликовано в сборнике "Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании (теория и методология)". М., Стройиздат, 1975.


    Границы проектирования (zip)

    Впервые опубликовано в журнале "Вопросы методологии", N1, 1991


    Бумажная архитектура: пост-скриптум (zip)

    ...Фантазии бумажников менее реальны чем те схемы, из сочетания которых они возникают. Поэтому на них и можно смотреть как на вид профессионального и культурно- исторического сна. Однако, это - конструктивные, точно рассчитанные, проектные сны. При всей фантастичности игры воображения бумажных архитекторов - игра эта достаточно рациональна. Как раз рационализм и делает ее бесконечной...


    К пониманию архитектурной формы (zip)

    ...Вопрос состоит в том, чтобы обеспечить всем формам - и старым и новым ­ субстанциальный смысл, человеческую полноту содержания, чтобы избавиться от привкуса произвольности или омертвелости, технической ограниченности или исторической вторичности этих форм...


    Три беседы об архитектуре (zip)

    (Эссе "Поэзия пространства", "Поверхность и масса", "Отсвет и эхо")



    E-mail    Поиск 
      Главная    Раздел   Вверх