Эпистолярий "Про Чтение"
Открытие Эпистолярия. 2007 год - Год Чтения в альманахе "Кентавр"

версия для печати

В честь праздника национального единства Президент объявил 2007 год Годом русского языка. А ведь собирался объявить его годом Чтения. Поэтому придётся объявить Годом Чтения 2007 год альманаху «Кентавр». Что мы и делаем, открывая темой «Чтение» новую рубрику «Эпистолярий»,

(а так же открывая в 2007 году в альманахе рубрику «ПроЧтение» с разделами «Методологическое наследие» и «Братья по разуму» - см. документ «Проект реорганизации сайта «Методология в России» и альманаха «Кентавр» в Сетевом спутнике Кентавра-39)

 

1. ПРО ЧТЕНИЕ

Тема чтения возникает сегодня во всем мире, в разных местах и в разных контекстах, но, главное, что возникает она всё интенсивнее.

В нашем сообществе – в контексте методологического наследия и Издательской программы. Первый шаг издания трудов Г.П. Щедровицкого  осуществлен. Теперь стоит вопрос освоения этого наследия, использования его, а значит (никуда не денешься) – его прочтения. И эта деятельность чтения должна быть организована как культурная деятельность.

Похожий вопрос возникает при обсуждении «освоения методологии». Именно вопрос о чтении возник на методологическом Лектории в связи с вопросом, о том, как должны читать методологи (или как должно или возможно читать методологические тексты)? При этом почти сразу выяснилось, что, прежде, чем разбираться со специфическим методологическим чтением, не помешало бы понять, о чем вообще речь. Как мы мыслим чтение?

Чтение – повсеместная практика (техника и способность). И, нам представляется, что оно оказывает не меньшее влияние, на человека в отдельности и на общество в целом, чем какие-либо другие практики (и связанные с ними техники и способности). ЧЕЛОВЕК ЧИТАЮЩИЙ – также значим, как «человек играющий», «человек мыслящий», «человек потребляющий» и пр. важные человеческие ипостаси. Отсюда вопрос о том, что такое чтение как некоторая культурная или социальная практика.

В образовательной практике (даже если образование ориентировано как практическое) вопрос организации чтения тоже никак не обойти. Причём здесь образовательная практика понимается достаточно широко: и собственно образование, и воспитание, и специализация.

Полезно иметь в виду, что о чтении преимущественно за последние сто лет накопилась обширная и очень разнокалиберная литература[1], но, по-видимому, не теряет актуальности тезис, высказанный Роланом Бартом более тридцати лет назад, когда он писал, что нередко сомневается в необходимости иметь какую-либо «доктрину чтения», выработка которой превосходит его способности. «Быть может, чтение по самой своей сути есть поле множественных, рассеянных практик, не сводимых друг к другу…»

Быть может. Но может быть, вместе с тем подходы и средства, наработанные ММК, позволят нам все же продвинуться в решении этих вопросов?

 

2. ПРО «ЭПИСТОЛЯРИЙ»

В нашей методологической практике и жизни мы часто не можем встретиться с важными для нас людьми, чтобы обсудить интересующие нас вопросы и темы. И часто обращаемся к электронной почте. Благодаря электронной переписке возрождается эпистолярный жанр и образуется новый формат коммуникации. От традиционного письменного он отличается скоростью сообщения, которую практически возможно приблизить к устной, а от устного формата – объективированностью и возможностью останавливать коммуникацию.

Отрефлектировав это, мы решили сознательно использовать сложившийся стихийно формат электронной переписки. И открываем рубрику «Эпистолярий».

Этот формат будет организован следующим образом:

  • Должна быть вынесена инициатива по обсуждению какого-либо вопроса (темы) в виде инициирующего текста.
  • Вокруг этой инициативы должна организоваться компания, готовая к обсуждению этой темы по переписке. Это – не форум, число членов компании ограничено. Ну, сколько человек может удерживать одновременную переписку? Думаем, что от 3 до 7 – не более.
  • Переписка происходит внутри компании по коллективной рассылке, но при этом публично, то есть каждое письмо одновременно выкладывается на сайте. Читатели, не вошедшие в «эпистолярную» компанию могут её читать и даже комментировать.
  • По окончании эпистолярного обсуждения темы возможно проведение семинара по теме.
  • И, наконец, крайне желаемый результат, чтобы «эпистолярная компания» (коллективно, кто-то один или все по одному) оформили бы это в культурной парадигматической форме – в виде статьи.

 

3. ЭПИСТОЛЯРИЙ ПО ТЕМЕ «ЧТЕНИЕ»

   Мы (Юлия Борисовна Грязнова, Марк Владимирович Рац, Галина Алексеевна Давыдова) оказались совместно захваченными этой темой, и начали ее обсуждать. Пока на уровне ситуаций, в которых возникает эта тема и рамок, в которых чтение можно мыслить (см. далее). В надежде всё же ухватить эту многообразную, повсеместную и потому непонятную практику чтения мы хотели бы: расширить круг участников этого обсуждения, при этом сделать коммуникацию более методологичной (в смысле дисциплины размышлений и коммуникации).

Пока наш коллектив состоит из: М.В.Раца, Ю.Б.Грязновой, Г.А.Давыдовой. К нам в ближайшее время собирались присоединиться: В.Л.Данилова, В.П.Литвинов, В.В.Максимов. Собственно, компания почти сложилась. Но если кто-то ещё захочет в неё войти, то ещё 1-2 человека можно будет принять (больше не удержать организационно, эпистолярий превратится в форум). О своём желании вместе с письмом о Чтении можно написать Грязновой Ю.Б. по адресу projectplan2006@yandex.ru

Следующим документом мы размещаем несколько сокращенный и слегка отредактированный текст начавшейся – М. Раца (МР), Ю. Грязновой (ЮГ), и Г. Давыдовой (ГД) – переписки («Начало эпистолярия «Про Чтение»). Переписка была организована, конечно, неправильно, потому что мы давали ответы друг другу прямо внутри текстов писем. Но с этим уже ничего не поделаешь. Поэтому начало мы публикуем так – как письма – диалоги, но следующие ответы и письма будут приниматься только в виде отдельных документов, а не «заметок на полях».

Мы рассчитываем пока на то, что наш эпистолярий о Чтении просуществует до конца декабря, после чего мы сделаем «эпохе» и попробуем перевести обсуждённое (мы надеемся, что оно будет этого достойно) в культурную форму статей.



[1] Мы не слышали, чтобы кто-нибудь пытался собрать ее вместе и проанализировать. Очень грубо здесь можно выделить работы, тяготеющие к литературоведению, книговедению, социологии чтения и литературы, включая во всех случаях исторические аспекты темы.  Укажем несколько работ последних лет, в которых можно найти дальнейшую библиографию:

Шартье Р. Письменная культура и общество. М., 2006

Теоретико-литературные итоги ХХ века. Т.IV. Читатель: проблемы восприятия. М., 2005

Компаньон А. Демон теории. М., 2001

Добренко Е. Формовка советского читателя. СПб, 1997

Барт Р. Избранные работы. М., 1989, второе изд. 1994.  Он же. S/Z. М., 1994

Гудков Л., Дубин Б. Литература как социальный институт. М.: НЛО, 1994

Человек читающий. Homo legens. М.: Прогресс, 1990

Чтение: проблемы и разработки. Сб. научных трудов. М.: ГБЛ, 1985

 

 


E-mail    Поиск 
  Главная    Раздел     Вверх