Невостребованность интеллектуальных технологий?
Ю.Грязнова. Быть нужным или свободным?

версия для печати

 

Невостребованность интеллектуальных технологий ничем не отличается от невостребованности других каких-нибудь технологий, или иных продуктов и услуг.

«Невостребованность» - красивое слово. Но смысл его прост и некрасив: «невостребованный» - значит никому не нужный.

Разумеется, существуют глобальные проблемы невостребованности интеллектуальных технологий – когда тяжесть неиспользования этих технологий лежит вовне, в ценностях общественного сознания или устройстве власти. Конечно, там далеко не всё радужно, но всё же большая часть сложностей приходится на локальные проблемы самих разработчиков этих интеллектуальных продуктов.

Можно зайти со стороны банального маркетинга, который гласит, что преимущества нового продукта необходимо показывать, разъяснять, демонстрировать будущему пользователю, и вообще, пользователя уважать и понимать, чего он хочет. Или – для особо одарённых – формировать его желания. Но тоже  с полным (пусть и внешним) к нему уважением.

Можно смотреть на это методологически и системно. Тогда тоже мысль не нова – продукты нужно создавать вместе с местом их употребления, выстраивать кооперативные и коммуникативные связи и отношения с другими.

В ситуации, которая представлена в интервью, нет ни маркетинга, ни методологической системности. И откуда возьмётся «востребованность» ? И дело здесь, понятно, не в сути методологических разработок, а в обычном нежелании или неумении отдельных разработчиков заботиться об употреблении созданного им продукта.

 

В этом интервью важен ещё один, почти этический момент. Раньше существовало глубинное, «совковое» презрение советской интеллигенции к людям «неумственного» труда (больше всего, конечно, к тем, кто занимается торговлей). И, судя по тону интервью, оно сохранилось. Но только теперь эти люди стали как раз теми, от кого хочется востребованности, стали так называемыми «заказчиками». Так, не нужно обзывать их «прагматиками, преследующими эгоистические интересы», а потом предлагать им развивать мозговую мускулатуру, которая неизвестно когда может понадобиться. Не стоит рассказывать им о своём «беспрецедентном Я». Лучше всё-таки обратить внимание на них, «заказчиков», которые, не обладая развитым интеллектом, обладают часто другими достоинствами: высокой энергетикой, прекрасными организаторскими способностями, харизматичностью, нравственными ценностями. Лучше озаботиться самому вопросом: «А зачем им это нужно?», и постепенно, шаг за шагом работать с их пониманием.

Или же – оставаться свободным от этих людей, их непонимания, жить, как гордый буревестник над седой равниной моря в то время, как глупый пингвин робко прячет... Но тогда уже даже не упоминать о «невостребованности».

 

Завершить хочется историческими воспоминаниями про игры, проводимые Г.П.Щедровицким. Я помню, как он разговаривал с этими внешними, с "заказчиками": директорами, секретарями горкомов и обкомов: не уронив себя, сохранив за собой позицию Учителя, но уважительно (иногда даже до смешного нежно), вникая в их проблемы, с уважением к их мнениям и делам, понимая их мыслительный уровень и мыслительные возможности и сообразуясь с ними. И они часто становились благодарными "заказчиками". И помню, как ГП и ругался и смеялся по поводу одного из игротехников, объяснявшего неудачи игры тем, что «Регион к игре не готов!».

 


E-mail    Поиск 
  Главная    Раздел     Вверх