МОСКОВСКИЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КРУЖОК
Краткая история

Московская методологическая школа (кружок) возникла в начале 50-х годов и окончательно оформилась в 1954 г. в ходе дискуссии по проблемам логики на философском факультете МГУ — в виде Московского логического кружка. На этой дискуссии была изложена программа исследований и разработок в области логики, вокруг которой впоследствии (в рамках уже Московского методологического кружка) развертывался комплекс разработок, сегодня уже далеко выходящий за пределы исходной программы и захватывающий практически весь комплекс гуманитарных наук.

Идейным и организационным лидером Московского методологического кружка был выдающийся мыслитель Георгий Петрович Щедровицкий (1929—1994).

Г.П.Щедровицкий

В течение 40 лет через дискуссии и обсуждения в кружке прошли многие сотни профессионалов различного профиля. Предметом углубленного анализа и ассимиляции становились такие области, как логика, психология, логика и методология науки, философия естествознания, философия математики, теория систем, история наук, языкознание, семиотика, педагогика, дидактика, теория игры, социология, теория управления, дизайн и проектирование, инженерия, физкультура и спорт, архитектура и многие другие.

Происшедшее в позднейшие годы изменение форм коллективной работы, связанное с вовлечением в нее посредством оргдеятельностных игр большого количества практиков из различных сфер деятельности, преобразовало Московский методологический кружок в широкое методологическое движение.

Историю Школы можно разбить на следующие основные этапы:
  -  содержательно-генетической эпистемологии (логики) и теории мышления (1952 — 1960);
  -  деятельностного подхода и общей теории деятельности (1960 – 1971);
  -  системомыследеятельностного подхода и системно-структурной методологии (1971 — конец 1970 гг.);
  -  организационно-деятельностных игр (с конца 70-х годов).

Каждый этап развития Московской методологической школы отмечен был своей программой, направлявшей и регулировавшей коллективную работу, вокруг которой она так или иначе строилась. Причем, каждая последующая программа, открывающая новый этап развития ММК, снимала в себе основные содержательные моменты предыдущей программы и тем самым включала ее в себя.

К настоящему времени можно говорить о разветвленной полипрофессиональной Методологической школе, охватывающей множество исследователей и практических работников, объединенных единством используемых ими методологических подходов и общим арсеналом методологических средств.


Персональные страницы участников ММК


см. также

Г.П. Щедровицкий

Отрывок из книги "Я всегда был идеалистом...", М., 2001, сс.127-136.

В.П. Лебедев

Вечный бой Георгия Щедровицкого

А. Пинский

Воспоминания о Щедровицком

Г.П. Щедровицкий

Проблемы организации исследований: от теоретико-мыслительной к оргдеятельностной методологии анализа

А.А. Пископпель

К творческой биографии Г.П.Щедровицкого

Контекст

Конец 1940-х – начало 1960-х – время бурных трансформаций, по воздействию на социальную и культурную жизнь вполне сравнимую с последним десятилетием XX века. Именно тогда был сформирован методологический проект, именно оттуда "растут ноги" многих сегодняшних событий.

Беседа Л.Н. Митрохина с В.А. Лекторским

О прошлом и настоящем
// Вопросы философии, 2000, N 1.

"...Сам я в 1951 г. не связывал с логикой "Капитала" наиболее перспективное направление развития нашей философии. Диамат, который нам в эти годы преподавали, был предельно догматичным. Для меня (как и для многих других философов нашего поколения) вся эта проблематика стала явной лишь в 1953-1954 гг., после защиты кандидатских диссертаций Ильенковым и Зиновьевым. Конечно, я понимаю, что и та, и другая диссертации готовились еще в 1951-1952 гг. Но все же ясно, что появление и распространение принципиально новой философской тематики стало возможным только после смерти Сталина. Оглядываясь назад, я особенно ясно представляю себе революционизирующую роль для нашей философии того, что Ильенков и Зиновьев сделали в середине и второй половине 50-х гг... "

В.Коровиков

Начало и первый погром
// Вопросы философии, 1990, N 2.

"...Весной 1955 года за «гносеологов» взялись всерьез. Нам предложили выступить с разъяснениями своих взглядов на Ученом совете факультета. Этому же посвящали специальные собрания. И, наконец, 13 мая был проведён еще один Ученый совет, где нас громили без всяких церемоний... "

С.Ковалева

"Студенческий бунт" 1953 г.
// НГ-Наука, 10.09.2003 г.

"...Именно ядерщики и дипломники институтов Академии наук вместе с участниками войны и составили ядро «бунтарей» на IV Отчетно-перевыборной конференции комсомольской организации физфака, которая состоялась в октябре 1953 г. Лидеры этой конференции сделали необычный политический ход. Суть его - прямое обращение в высшую инстанцию, то есть в ЦК КПСС."

Отражения

Г.П. Щедровицкий

А.В. Говорунов. Г.П.Щедровицкий: мыследеятельность как игра
"Студенческий журнал Vita Cogitans"

Случайно найденная статья в интернет-издании "Студенческий журнал Vita Cogitans" (философский факультет СпбГУ, кафедра социальной философии и философии истории) в рубрике "Встречи с мыслителями XX века".
На наш взгляд, исключительно точный текст - нам еще не приходилось встречать описания ОД-игр, сделанные с таким пониманием дела, человеком "со стороны" (автор присутствовал только на одной ОДИ).

ОД-игра с ЦБ Армении

Статья об ОДИ, состоявшейся в декабре 2000 г. Найдена (по ключу "Г.П.Щедровицкий") на сайте 'Публичная интернет-библиотека' - База данных по СМИ России 1990-2001
(www.public.ru/main.asp)

Интервью Г.Копылова о "Кентавре" и методологии
http://part.org.ua

Интернет-интервью опубликовано 06.04.2001 в украинском сетевом общественно-политическом издании http://part.org.ua (в рубрике "Культура и религия" - не более и не менее!).

См. также:

Г.П. Щедровицкий. Отрывок из книги "Я всегда был идеалистом...", М., 2001, сс.127-136.

В.П. Лебедев. Вечный бой Георгия Щедровицкого

А. Пинский. Воспоминания о Щедровицком

Г.П. Щедровицкий. Проблемы организации исследований: от теоретико-мыслительной к оргдеятельностной методологии анализа (или zip 45K)

А.А. Пископпель. К творческой биографии Г.П.Щедровицкого (или zip 46K)


  Вышли в свет

*Г.П. Щедровицкий
Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология. Курс лекций // Из архива Г.П.Щедровицкого. Т. 4. ОРУ(1), 2-е изд. М., 2003.

*Г.П. Щедровицкий
Методология и философия организационно-управленческой деятельности: основные понятия и принципы. Курс лекций // Из архива Г.П.Щедровицкого. Т. 5. ОРУ(2). М., 2003.

*Г.П. Щедровицкий
Процессы и структуры в мышлении // Из архива Г.П.Щедровицкого. Т. 6. М., 2003.


*Г.П. Щедровицкий
"Я всегда был идеалистом" М., 2001.

Г.П. Щедровицкий
Избранные труды. М., 1995.

* Г.П. Щедровицкий
Философия Наука Методология. М., 1997.

Г.П. Щедровицкий
Программирование научных исследований и разработок// Из архива Г.П.Щедровицкого. Т. 1. М., 1999

Г.П. Щедровицкий
Начала системно-структурного исследования взаимоотношений в малых группах // Из архива Г.П.Щедровицкого. Т. 3. М., 1999

Г.П. Щедровицкий
ОРУ (1). Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология // Из архива Г.П.Щедровицкого. Т. 4. М., 2000

Методологический фронтир 90-х/ V Чтения памяти Г.П.Щедровицкого. М., 2000

Вопросы методологии, 3-4’1996 (Из архива Г.П. Щедровицкого)

А.А. Пископпель
Научная концепция: структура, генезис (историко-методологические очерки развития научного знания). М., 1999


Книги, отмеченные *, можно приобрести.
Справки: volodrokit@mtu-net.ru, schedrovitsky@mtu-net.ru


Тексты on-line

Щедровицкий Г.П. (1989)
Человек и недра. Экология и система

Краткое и точное изложение позиции методолога в отношении экологической проблематики.


Щедровицкий Г.П. (1964)
Игра и "детское общество"

"Как нам лучше организовать нравственное и общественное воспитание детей дошкольного возраста? Поиск наилучших форм организации воспитания должен идти по самым различным линиям, мы должны использовать для решения этой задачи все, что только можно. И, конечно, в первую очередь игру, ведь она занимает такое важное место во всей жизни детей... "


Щедровицкий Г.П., Надежина Р.Г. 1966 (1966)
Развитие детей и проблемы организации нравственного воспитания


Щедровицкий Г.П. (1967)
О методе семиотического исследования знаковых систем

- PDF-file (300 Kb) на semiotics.ru.


Щедровицкий Г.П. (1968)
Модели новых фактов для логики

"На первый взгляд может показаться, что небольшая книжка И. Лакатоса... посвящена узкой и специальной проблеме - строению и взаимной связи математических доказательств и опровержений. Но это лишь эмпирический материал книги, а, по существу, в ней обсуждаются самые принципиальные и острые вопросы современной логики и «философии математики» ... "


Щедровицкий Г.П. (2005)
Проблемы организации исследований: от теоретико-мыслительной к оргдеятельностной методологии анализа

"Основная цель и задача этой части работы - проследить в очень общих эскизных чертах развитие идей Московского методологического кружка, или концепции, которая в 50-е годы называлась концепцией содержательно-генетической логики (это выражение очень часто употребляется по старой памяти, хотя мы сами предпочитаем так уже не говорить; я постараюсь пояснить, почему и как это произошло в силу эволюции наших идей)... Итак, я постараюсь проследить основные линии эволюции идей, наметить самые узловые, переломные точки с тем, чтобы как-то разобраться во всей этой эволюционирующей системе."


Г.П.Щедровицкий (1974)
Рефлексия

Из истории философских трактовок рефлексии. Принципы возможного научно-теоретического подхода к рефлексии. Дидактическое ведение исходной "рамки" рефлексии. Основной парадокс рефлексивной кооперации: невозможность взаимопонимания; способы преодоления.


Щедровицкий Г.П. (1984)
Синтез знаний: проблемы и методы

"Проблемы объединения и соорганизации знаний в единую систему (т.е. того, что обычно называют синтезом знаний ) являются ключевыми в исследовании природы знаний вообще и теоретических в особенности.
...Мы произведем предметное ограничение проблемы и в дальнейшем сосредоточимся только на одном механизме синтеза знаний - на систематизации и соорганизации их в целях создания многосторонней теоретической картины изучаемого объекта".


Г.П.Щедровицкий (1974)
Об одном направлении в современной методологии

Выступление в ИЗМИРАН 1974г. Обсуждаются вопросы: Что такое методология? В чем суть методологической работы? Какой должна быть методология, решающая современные социокультурные задачи?.. По содержанию текст удивительно актуален. Блестящий пример интеллектуальной полемики в исполнении великого Мастера.


Щедровицкий Г.П. (1975)
Методологический смысл оппозиции натуралистического и системодеятельностного подходов

"...Я рискнул бы даже сказать, что главный принцип, который реально разделяет нас сейчас в нашей работе, это уже не различия в научно-предметных представлениях, а методологические различия в подходах, которые мы принимаем, организуя свою работу, различия в способах онтологического видения и представления мира, различия в средствах и методах нашей мыслительной работы, оформляемые часто как различия в "логиках" нашего мышления. Это, на мой взгляд, сейчас много важнее, чем различия в научных предметах. "


(1975)
Исходные представления и категориальные средства теории деятельности


Щедровицкий Г.П. (2005)
…Философия у нас есть!…

Краткий очерк интеллектуальной истории ММК. Точный, местами ироничный взгляд глубокого мыслителя на время и на себя. Воспоминания и размышления охватывают широкий пласт советской жизни с конца 40-х до конца 80-х годов и могут рассматриваться сегодня и как уникальный документ, и как наилучшее введение в методологию.



Щедровицкий Г.П. (1974)
Смысл и значение


(1981)
Принципы и общая схема методологической организации системно-структурных исследований и разработок


Щедровицкий Г.П., Котельников С.И. (1983)
Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности


Наумов С.В. (1987)
Организационно-деятельностные игры

Ясно и просто рассказано, а также продемонстрировано (!), что такое ОДИ, для чего и как её проводят. Автор - первый из учеников Г.П.Щедровицкого, кто стал сам проводить Игры.



Щедровицкий Г.П. (1989)
Перспективы и программы развития СМД-методологии


Пископпель А.А. (2005)
Наука, мышление и знание в СМД-методологии


Лефевр В.А. (1967)
Конфликтующие структуры

Книга посвящена феномену сознания в сложных системах. Особое внимание уделяется рефлексивным процессам, протекающим в условиях конфликта. Книга представляет интерес для широкого круга специалистов, инженеров, математиков, психологов, социологов и биологов.



Щедровицкий Г.П. (2001)
Я всегда был идеалистом

Единственная автобиографическая книга Г.П.Щедровицкого. Текст взят из сети и пока не выверялся.


E-mail    Поиск 
  Главная    Раздел   Вверх